Зейфер Владимир Александрович
Название инициативы
Программа для поддержки интеллектуального досуга семей с детьми на основе авторской методики популяризации исторических знаний по археологическим данным.
Номинация
«Доброе дело»
Дата рождения
20.02.1972
Муниципальное образование
Дмитровский г.о.
Биография участника
Родился в г. Клинцы Брянской области в 1972 г. Срочную службу проходил в 1990-1992 гг. в ВМФ Тихоокеанский флот. Служба в МВД РФ 1993-1997 гг. Образование высшее. В 2017 г. окончил аспирантуру Московского государственного областного университета по направлению подготовки «Исторические науки и археология»; в 2010 г. исторический факультет Московского государственного областного университета; в 1995 г. Читинскую специальную среднюю школу милиции по направлению подготовки «Оперативно-розыскная деятельность. Правоведение». В 2001-2006 гг. начальник отдела по военно-патриотическому воспитанию Центра внешкольной работы г. Егорьевска Московской области. С 2010 г. по настоящее время – сотрудник Института археологии РАН. С 2012 г. участвую в археологических исследованиях исторических территорий Московской и Ярославской областей в качестве держателя открытого листа Министерства культуры РФ. В настоящее время руковожу Переславским отрядом археологической экспедиции ИА РАН, по совместительству - старший научный сотрудник отдела истории Дмитровского музея-заповедника. В 2014–2017 гг. руководитель археологической практики студентов исторического факультета МГОУ (в Переславле–Залесском, Юрьев–Польском). В 2018–2019 и 2022 гг. – руководитель исторического модуля факультативных программ молодежного форума «Александрова гора» (Родина Александра Невского). Победитель ежегодной премии Губернатора Московской области «Наше Подмосковье» в номинации «Связь времен» в 2016 г. Победитель грантового конкурса благотворительного фонда Владимира Потанина «Музейный десант» в номинации «Индивидуальная траектория» в 2020, 2021 и 2023 гг. Стажировался в ВХНРЦ им. академика И.Э. Грабаря. В 2020 г. разработал авторскую методику популяризации исторических знаний по археологическим данным. С 2021 г. организатор и руководитель межрегиональной общественной организации " Военных Моряков Переславля", объединяющей жителей Московской и Ярославской областей. Одно из направлений деятельности организации сбор средств, приобретение и доставка технического оснащения для бойцов СВО.
Описание инициативы
Реалии времени таковы, что заниматься своей непосредственной, научной деятельностью, оказалось недостаточно. В этот не простой период для нашей страны каждый гражданин должен быть максимально полезен, внося свой посильный вклад в общее дело. Проанализировав происходящее, мы явно видим, что существует два фронта. Один – там, где происходят реальные боевые действия, и второй – за умы и сердца подрастающего поколения. Как подчеркнул Президент России Владимир Владимирович Путин: «Глубокое знание своей истории, уважительное, бережное отношение к великому патриотическому, духовному, культурному наследию Отечества позволяет делать верные выводы из прошлого». Разработанная и реализованная программа для поддержки интеллектуального досуга семей с детьми на основе авторской методики популяризации исторических знаний по археологическим данным дает не только прикладные знания, но и позволяет провести исторические параллели с древнейших времен к современности. Культурный слой нашей малой Родины, Подмосковья, хранит память о сгоревших городах во время монгольского нашествия XIII в. (Дмитров, Коломна), польской интервенции начала XVII в. (Свято-Троицкая Сергиева лавра), об Отечественной войне 1812 г (Верея, Можайск, Бородино), о последней великой войне нашего народа с немецко-фашистскими захватчиками (Истра, Волоколамск и др.). Проводя занятия среди учащихся школ Дмитрова и других городов я не только рассказываю о методике работы, показываю результаты полевых исследований, но и провожу необходимые исторические параллели, акцентирую внимание слушателей на важных исторических событиях, рассказывающих о героическом прошлом нашей страны. Популяризация научных данных полевых археологических исследований - это огромный пласт работы, необходимой для формирования общественного сознания подрастающего поколения, знакомство его с наукой археологией как важным инструментом получения информации о прошлом человечества, а так же проявлению интереса к истории нашей страны, требующей к себе бережного отношения. Совмещая деятельность полевого археолога с музейной и педагогической работой, приходилось сталкиваться со сложностью восприятия предлагаемого материала обычными людьми, далекими от нашей профессии. Что такое культурный слой, как он формируется, из чего состоит и почему бережное отношение к нему так важно, понимают далеко не все и не сразу. Вполне очевидно, что просветительскую деятельность в первую очередь необходимо ориентировать на детскую и подростковую аудиторию. Именно в юном возрасте человеку можно привить правильное понимание предлагаемой информации, используя как традиционную, так и инновационную методику преподавания. Практика проведения программы для поддержки интеллектуального досуга семей с детьми на тему «Культурный слой средневекового города» показала необходимость использования визуализации как особенности восприятия информации в современном «цифровом» обществе. Категорически недостаточно устного объяснения. Здесь важен комплексный подход. Ребенок должен видеть то, о чем ему рассказывают, и, если возможно, освещаемый процесс должен проходить в динамике - должен быть «живым». Указанные проблемы потребовали создания особенного метода преподавания, основное условие которого – это эффект кинопленки, с возможностью покадрового рассмотрения процесса, при необходимости его замедлению, постановки на паузу и возможности акцентировать в этот момент внимание на важных деталях. Принцип ретроспективы, взгляда в прошлое как метода познания исторического процесса на основе визуализации этого процесса создает в детской памяти яркие, запоминающиеся картинки, повышает внимание и пробуждает заинтересованность, побуждает к действию, поиску и накоплению правильной, нужной информации. Мне удалось создать модель исторического процесса, так называемый «Хроноквариум» - аквариум времени, показывающий формирование культурного слоя в миниатюре. Данная модель проста в изготовлении и применении. Программа для поддержки интеллектуального досуга семей с детьми на основе авторской методики была с успехом апробирована на занятиях в Дмитровском музее-заповеднике, а также в «Школе юного археолога» ландшафтного парка Митино (г. Москва). Интерес, проявленный к занятиям со стороны детей и их родителей, увеличение посещаемости интерактивных лекций свидетельствует об успехе авторской методики и повышению интереса к теме археологии, проблеме сохранения культурного наследия Отечества. Область применения авторской методики довольно широка. Модель можно использовать на факультативных занятиях и на уроках истории в качестве наглядного материала. Безусловный плюс модели — это применение её на лекциях с разными возрастными группами и в смешанных группах (дети с родителями). Перспектива развития методики имеет широкие горизонты и не ограничивается только лишь исследованием культурного слоя как такового, но и позволяет понять, почувствовать подрастающему поколению свою причастность к судьбе Родины.

Видеовизитка участника

Результаты инициативы